Компонент 2

КОМПОНЕНТ 2: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ И АПРОБАЦИЯ ПОДХОДОВ К УСТОЙЧИВОМУ УПРАВЛЕНИЮ
1. Этот компонент направлен на совершенствование управления землепользованием и развитие экономического и экологического потенциала земли под руководством лесхоза посредством технической помощи для комплексного планирования и связанного с ним финансирования для приоритетных инвестиций в эти интегрированные планы.
Основные виды деятельности по этому компоненту включают:
 Совместная разработка Планов интегрированного управления природными ресурсами (ПИУПР) в целях улучшения управления лесопользованием, включая:
(i) разработку Руководства для подготовки ПИУПР;
(ii) содействие 14 пилотным лесхозам в составлении ПИУПР;
(iii) подготовка ежегодных оперативных планов.
 Финансирование мероприятий ПИУПР и приоритетных направлений по усовершенствованию способов рационального использования земель, увеличение доходов лесхозов и создание альтернативных возможностей получения доходов для лесопользователей.
2. Проведение мероприятий по оценке и восстановлению деградированных муниципальных лесов, включая разработку упрощённых планов управления, определение мер по лесовозобновлению и их финансирование.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА 2019 ГОД

1. Разработано и утверждено Руководство по подготовке Планов интегрированного управления природными ресурсами (ПИУПР).

2. Разработано Руководство по проведению социальной мобилизации сообществ для пилотных лесных хозяйств. 

3. В 13 пилотных лесных хозяйствах с июня по декабрь 2018 года Консультантами Проекта (Консорциум: Общественный фонд “Фонд развития и сотрудничества горных сел”, ОО “Агролид” и ОФ “Camp Ала-Тоо”) проведена социальная мобилизация и содействие в подготовке планов интегрированного управления лесными ресурсами:

- проведены информационные семинары на уровне областей, районов и сел. Основными участниками семинаров были представители областной и районной администраций, мэрий, территориального управления ГАООСЛХ, директора и сотрудники пилотных лесхозов. Основными участниками круглых столов были органы местного самоуправления (ОМСУ), жайыт (пастбищные) комитеты, представители ассоциаций арендаторов, жамааты, НПО и др.

- организованы и проведены обсуждения в 8 фокус-группах: лесхоз, лесопользователи-арендаторы, сборщики, переработчики, женская, местные институты, молодёжь, уязвимые. Фокус - группы собирались по спискам, сформированным во время информационных семинаров на уровне сел. В некоторых лесхозах, таких как в Баткенском, Чуйском и Фрунзенском лесхозах по причине отсутствия жителей, занимающихся сбором и переработкой лесной продукции, всего было создано по 6 фокус групп. В фокус-группах участвовали 1053 человек, из них 284 женщин (27%).

- для разработки ПИУПР в 13-ти пилотных лесхозах проведены тренинги по повышению потенциала для сотрудников лесхоза, ССУЛ, рабочих групп по совместному мониторингу и оценке (СМиО), местных институтов и арендаторов. Общее количество участников тренинга по повышению потенциала составило- 874 человек, из них 218 женщин (25%). Проведены тренинги по разработке ПИУПР с участием 720 человек, из них 187 женщин (26%). В основном тренинги были 3-х-4-х дневные и проходили в два этапа. Первый этап заключался в разработке миссии, видения и стратегических целей лесхоза и анализ сильных и слабых сторон лесхоза SWOT. Второй этап включал в себя определение заинтересованных сторон, проведение совместных мероприятий и разработка мероприятий и матрицы стратегических инвестиций. Во всех лесхозах сформированы ССУЛ. Проведены заседания ССУЛ и обсуждены поступившие подпроектные и микропроектные предложения.

- в каждом пилотном лесхозе разработаны ПИУПР и матрица стратегических инвестиционных потребностей. Проведены заседания ССУЛ, на котором были оценены по бальной системе и приоритизированы поступившие подпроектные и микропроектные предложения. Директорами лесхозов ПИУПР с их инвестиционными проектными предложениями (подпроектами и микропроектами) были представлены на 15-ном заседании ККС (16.11.2018г.). Приказ об утверждении ПИУПР по 5 пилотным лесхозам и об утверждении инвестиционных проектов (под/микропроектов) подписан директором ГАООСЛХ за 01-9/327 от 28.12.2018 г. Планы оставшихся 9 пилотных лесхозов были представлены на 16-ном заседании ККС (20-21 декабря 2018г.), на котором участвовало 51 человек, из них 14 женщин. ПИУПР 9 пилотных лесхозов утверждены приказами ГАООСЛХ от 11.02.2019г.

- в конце информационной кампании, консультантами Консорциума были проведены обсуждения ПИУПР во всех селах, расположенных на территории ГЛФ. На обсуждении приняли участие более 5747 человек, из них женщин 2126 (37%).

4. Для организации работы по подкомпоненту 2.2: "Стратегические инвестиции" Проектом было разработано Руководство по реализации подпроектов и микропроектов. В данном документе расписаны механизмы подготовки и реализации инвестиционных проектов, включены шаблоны проектных предложений по инфраструктуре, по лесовосстановлению, бизнес-проекты или проекты по доходоприносящим видам деятельности, механизмы проведения закупок и финансового управления микропроектами, социальные и экологические вопросы, обращения граждан и пр.  В Руководстве описаны процесс и критерии отбора проектных предложений для финансирования Проектом, шаблоны мониторинга и оценки и т.д..  Руководство по реализации подпроектов и микропроектов было одобрено Всемирным банком и утверждено приказом ГАООСЛХ № 01-9/265 от 17 октября 2018 г.

5. В целях обеспечения экологических и социальных стандартов Всемирного банка, а также соблюдения экологического законодательства Кыргызской Республики при подготовке и реализации стратегических инвестиционных проектов, Проектом наняты специалист по охране окружающей среды и специалист по социальным мерам защиты. Специалистами проведены тренинги в рамках реализации подкомпонента 2.2 «Требования по мерам обеспечения охраны окружающей среды Всемирного банка в рамках проекта ИУЛЭ» по подготовке ОВОС и ПУОС, по экологическим и социальным мерам защиты в процессе реализации инвестиционных под-проектов и микропроектов. 

6. Для надлежащего контроля и надзора за реализацией инфраструктурных подпроектов и микропроектов и обеспечения качества ремонтных, монтажных и строительных работ, ОРП нанял специалиста-технического инженера.

7. На основе разработанных и утвержденных ПИУПР и матриц стратегических инвестиций 13 пилотными лесхозами подготовлены инвестиционные предложения (подпроекты и микропроекты), которые были представлены на рассмотрении ККС. В результате членами ККС были отобраны всего 100 подпроекта и 29 микропроекта, направленных на три типа: 1) социальная (коллективная) инфраструктура, 2) охрана леса и лесовосстановление, 3) экономическая инфраструктура и доходоприносящая деятельность. Ниже дается краткое содержание подпроектных и микропроектных заявок, прошедшие отбор ККС:

- подпроектные предложения по строительству около 58 домов-кордонов в целях улучшения охраны леса 14 пилотных лесхозов, с проведением воды и созданием санитарно-гигиенических условий;

- подпроектные и микропроектные заявки по строительству и ремонту 27 мостов в целях улучшения доступа к отдаленным пастбищам и уменьшения нагрузки на пастбищные угодья, находящиеся на территории ГЛФ;

- подпроектные предложения по строительству и реабилитации 15 скважин, 2 резервуара для накопления воды, прокладке более 41 000 м. труб и установки лотков и других ирригационных сооружений для освоения малопродуктивных земель и своевременного обеспечения поливной водой;

- подпроектные и микропроектные предложения по строительству 13 теплиц под выращивание посадочного материала и создание 12 питомников, строительству/или ремонту 7 холодильных камер для хранения саженцев, посадочного материала и др. в целях повышения доходности пилотных лесных хозяйств.

- подпроектное предложение по созданию Центра лесных технологий и информации (строительство семенного центра и учебного корпуса) на базе Фрунзенского лесхоза с целью улучшения качества семенного материала для лесоразведения и лесовосстановления, а также с целью поддержки наращивания потенциала лесного сектора.

- подпроектные и микропроектные предложения по организации и развитию туризма на территории ГЛФ (строительство/ремонт гостевых домов, покупка юрт, установка туалетов и мусорных контейнеров и пр.) с целью расширения возможностей развития туризма, повышения качества предоставляемых услуг и рационализацию использования рекреационных ресурсов страны.

- доходоприносящие подпроектные и микропроектные предложения по строительству и оборудованию 5 цехов по переработке недревесных продуктов леса, например, цех по розливу меда, переработке лекарственных трав или сушке фруктов.

- в целях увеличения лесистости и восстановления лесных экосистем на 2019-2020 гг. за счет проекта запланированы лесопосадки на общей площади более 2000 га, в т.ч. лесные культуры- более 1000 га, сады – более 800 га, а также плантации быстрорастущих пород, ориентированных не только на улучшение экологического состояния окружающей среды, но и на улучшение социально-экономической ситуации сельской местности. В некоторых местах планируется ограждение лесных насаждений от выпаса скота для обеспечения естественного возобновления лесных экосистем. Проекты по облесению и лесовосстановлению будут включать закупку товаров (саженцы, материалы для огораживания) и неконсультационных услуг (подготовка почвы, посадка, уход, огораживание и др.). Для оказания содействия пилотным лесхозам и местным сообществам по разработке проектных предложений по сохранению леса и лесовосстановлению, Проектом наняты два краткосрочных консультанта по лесохозяйственным работам, которыми составлены рабочие версии проектов лесных культур, произведен контрольный замер площадей под посадки, определена потребность в посадочном материале, произведены предварительные расчеты на затраты. После утверждения норм выработки по составлению РТК будут произведены окончательные расчеты. 

- силами самих 8 пилотных лесхозов в 2019 году произведена посадка лесных культур, фруктовых садов и плодоягодных плантаций на 356 га. Из них на площади 219 га посажены сеянцы ореха грецкого, фисташки и миндаля, 84 гектар отведены под фруктовые и плодовые сады, которые в будущем станут хорошим источником дохода для лесхозов и других лесопользователей. Еще на 53 га посажены сеянцы деревьев быстрорастущих и хвойных пород, чтобы обеспечить население запасом древесины и уменьшить прессинг на лесные насаждения.

- на основе ПИУПР и подпроектных предложений пилотных лесхозов, запланирован закуп специальной сельскохозяйственной и противопожарной техники с полным комплектом необходимого оборудования.

- продолжается работа в пилотных лесхозах по отводу земель и подготовке разрешительной и технической документации (АПУ, ИТУ) на проектируемые объекты.

8. Проведены экологические и социологические скрининги подпроектов и микропроектов, согласно процедурам Всемирного банка, на приемлемость социально-экологическим мерам защиты и для определения потенциального воздействия.

- созданы по две комиссии по социальным мерам защиты (по компенсациям и по жалобам) для каждого лесхоза. По результатам проведенного комиссионного социального и экологического скринингов с участием директоров лесхозов, лесничих, представителей АО, территориальных управлений ГАООСЛХ, Экотехинспекции и местных жителей, а также областных представителей ОРП было выявлено, что большинство подпроектов и микропроектов и проектируемое размещение на местности соответствуют экологическим и социальным требованиям ВБ. Но, в то же время сотрудниками ОРП были выявлены некоторые объекты (например, кордоны и объекты по туризму), которые не соответствовали экологическим нормам и требованиям. В результате чего, комиссионно были выбраны альтернативные места размещения проектируемых объектов, чтобы они соответствовали требованиям ВБ и законодательству КР.

9. В целях реализации подкомпонента 2.3  "Восстановление деградированных муниципальных лесов"  были отобраны 7 пилотных муниципалитетов (ОМСУ) с наличием лесов, находящихся вне ГЛФ, для участия в реализации данного подкомпонента:

  1. Он-Бир-Жылгинский А/А Чуйского района
  2. Жаны-Жольский А/А Токтогульского района
  3. Бел-Алдинский А/А Токтогульского района
  4. Чолпон-Атинский А/А Токтогульского района
  5. Ничке-Сайский А/А Токтогульского района
  6. Достукский А/А Ноокенского района
  7. Мэрия города Майлуу-Суу

Данный список пилотных муниципалитетов одобрен Всемирным Банком и утвержден приказом ГАООСЛХ №01-9/245 от 19.09.2018г.

10. В рамках подкомпонента 2.3 "Восстановление деградированных муниципальных лесов" было разработано Руководство по реализации подкомпонента 2.3. «Восстановление деградированных муниципальных лесов». Руководство доработано на основе рекомендаций, принятых на 17-м заседании ККС и 11 мая 2019 г. и  одобрено Всемирным банком. Специалистами ОРП к руководству разработана методика быстрой оценки деградации леса.

11. Для реализации подкомпонента 2.3 наняты следующие 5 консультантов: краткосрочные консультанты-фасилитаторы по реализации подкомпонента (3 человека), которые проведут работу по мобилизации сообществ в пилотных АА и помогут в разработке Планов управления муниципальными лесами; краткосрочный местный консультант по разработке механизмов передачи управления муниципальными лесами местным институтам; краткосрочный консультант (юрист) по разработке предложений по усовершенствованию нормативно-правовой базы КР в вопросах управления муниципальными лесами.

12. Консультантами-фасилитаторами проведена информационная кампании в пилотных ОМСУ. Проведены 3 круглых стола на уровне районов, 5 круглых столов на уровне АА с общим участием 457 человек, из них 166 женщин (36%), проведены встречи в селах. Сформированы по 4 фокус-группы в каждом АА: пастбищепользователи, лесопользователи, местные институты и уязвимые слои населения. Во время информационной акции были организованы и проведены презентации по Проекту, обсуждения проблемных вопросов по восстановлению муниципальных лесов, а также произведены полевые выезды по некоторым муниципальным участкам с деградированными лесами, в т.ч. с пойменными. Таким образом, общее количество проинформированных бенефициаров достигло 661 человек, из них 230 женщин (35%).

- в апреле-мае 2019 г. фасилитаторами в пилотных АО проведены фокус-групповые дискуссии, проведена разъяснительная работа по внедрению новых моделей управления муниципальными лесами. В фокус группах участвовали 239 человека, из них 71 женщин (30%).

- с выездом на места совместно со специалистами ОМСУ, с представителями фокус-групп, местных кенешей и других заинтересованных местных институтов проведена работа по определению наличия и состояния муниципальных лесов, определению границ муниципальных лесов на картах, по подготовке базовых карт территорий муниципалитетов. На основе полученной информации составлены карты-схемы (наброски), отмечены внешние и внутренние границы, инфраструктуры лесов, территория лесов вторичного использования, территориально-спорные участки, потенциальные территории леса для посадки лесокультурных насаждений.

- в настоящее время идет процесс согласования границ муниципальных лесов, карт-схем и земель муниципалитетов с Государственным проектным институтом по землеустройству «Кыргызгипрозем» и государственными учреждениями на местах. Проведены заседания и определены рабочие группы по разработке Плана управления муниципальными лесами. В заседаниях рабочих группах участвовали представители ОМСУ, пастбищные комитеты, арендаторы муниципальных лесов, представители лесхозов и др. заинтересованные лица. В некоторых АО (Бел-Алды, Ничке-Сай, Достук) с помощью фасилитаторов проекта уже разработаны упрощенные Планы управления муниципальными лесами (ПУМЛ) с приложенными картами. В настоящее время ПУМЛ дорабатываются.

13. Специалистами ОРП проведены презентации и консультации по экологическим и социальным мерам защиты ВБ для пилотных муниципалитетов.

- проведены обучающие тренинги по оценке деградации муниципальных лесов и социально-экологическим защитным мерам для представителей органов местного самоуправления. Всего обучено более 55 человек.

14. Консультантом-юристом по муниципальным лесам проведен анализ законодательства КР по вопросу управления лесами, находящихся вне ГЛФ, на территории айылных аймаков и городов. По итогам анализа выявлено, что в законодательстве отсутствует институт управления муниципальными лесами. Для того чтобы внедрить механизмы управления муниципальными лесами и институт управления муниципальными лесами,необходимо внести изменения и дополнения в нормативно-правовые акты КР, в частности: в земельный кодекс, лесной кодекс, закон о местном самоуправлении и другие НПА. Также выявлены пробелы в НПА по части отсутствия определений и терминов «муниципальные леса», «деградированный лес», отсутствия конкретного уполномоченного органа по управлению лесами на территории айылных аймаков и городов, и конкретного уполномоченного органа и механизма по проведению лесоустройства муниципальных лесов. Консультантом-юристом описаны коллизии НПА по вопросам управления лесами, вне ГЛФ и даны рекомендации по внесению изменений и дополнений в соответствующие НПА.

15. Краткосрочным консультантом по разработке механизма управления муниципальными лесами проведен анализ, представлены существующие и возможные механизмы передачи управления лесов вне ГЛФ, определены основные потребности ОМСУ для осуществления управления лесами на территории ОМСУ, определены механизмы, стимулирующие ОМСУ или другие институты по управлению лесами вне ГЛФ, представлены предварительные модели управления муниципальными лесами. Работа продолжается.