Компонент 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМИ ЭКОСИСТЕМАМИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» 

 

КОМПОНЕНТ 2: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ И АПРОБАЦИЯ ПОДХОДОВ К УСТОЙЧИВОМУ УПРАВЛЕНИЮ
1. Данный компонент направлен на совершенствование управления землепользованием и развитие экономического и экологического потенциала земли под руководством лесхоза посредством технической помощи для комплексного планирования и связанного с ним финансирования для приоритетных инвестиций в эти интегрированные планы.
Основные виды деятельности по этому компоненту включают:
- Совместная разработка Планов интегрированного управления природными ресурсами (ПИУПР) в целях улучшения управления лесопользованием, включая:
(i) разработку Руководства для подготовки ПИУПР;
(ii) содействие 13 пилотным лесхозам в составлении ПИУПР;
(iii) подготовка ежегодных оперативных планов.
- Финансирование мероприятий ПИУПР и приоритетных направлений по усовершенствованию способов рационального использования земель, увеличение доходов лесхозов и создание альтернативных возможностей получения доходов для лесопользователей.
2. Проведение мероприятий по оценке и восстановлению деградированных муниципальных лесов, включая разработку упрощённых планов управления, определение мер по лесовозобновлению и их финансирование.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА 2020 ГОД

1. С 2018 года в Кыргызстане началось пилотирование «интегрированных» подходов управления лесными ресурсами, нацеленных на развитие партнерских отношений между лесхозами, леспользователями и частным сектором. Пилотирование данных подходов проводится на базе 13 пилотных лесхозов. Внедрение данных механизмов позволит повысить эффективность управления лесными ресурсами и максимально результативно использовать ресурсный потенциал лесного сектора. Лесной сектор Кыргызстана обладает большим потенциалом, он весьма разнообразен и богат разными полезными ресурсами. Леса произрастают в основном в горной зоне и занимают 1 116,56 тыс. га или 5,6% от площади республики.  На территории или вблизи лесов проживают более 2 миллионов людей, которые пользуются древесными и недревесными ресурсами леса, а около 200 тысяч жителей проживают на территории Государственного лесного фонда (ГЛФ), жизнеобеспечение которых зависит напрямую от леса. Действующая система управления лесным хозяйством в Кыргызской Республике хоть и направлена на сохранение, восстановление и преумножение лесных ресурсов, все же в ней не полностью учтены вопросы интегрированного подхода. Это приводит к неэффективному управлению и нерациональному использованию лесными ресурсами. Принимая во внимание важность леса для населения, возникла необходимость внедрения нового подхода в управлении и использовании лесными ресурсами, нацеленного на активное участие всех заинтересованных сторон и основанного на учете интересов лесопользователей, пастбищепользователей, водопользователей, арендаторов, жамаатов и других сообществ.  Чтобы реализовать данную модель управления, в 13 пилотных лесных хозяйствах республики проведена большая работа по социальной мобилизации местного населения, жамаатов, пользователей пастбищами, лесными и водными ресурсами, органов местного самоуправления, которые совместно с пилотными лесхозами разработали Планы интегрированного управления лесными ресурсами (ПИУПР). В общем в социальной мобилизации приняло участие 874 человек, из них 218 женщин (25%).  В Планах ИУПР определены видение и долгосрочная цель развития лесного хозяйства, нынешние и потенциальные заинтересованные стороны-лесопользователи, стратегические задачи и мероприятия, выявлен потенциал имеющихся лесных ресурсов.  Одним из важных нововведений в реализации ПИУПР является передача некоторых функций лесных хозяйств частному сектору, например, выполнение мероприятий по посадке и уходу за лесными культурами, по созданию лесных плантаций и др.  Для реализации стратегических мероприятий ПИУПР, Проектом ИУЛЭ, оказывается финансовая поддержка в виде государственных инвестиций. В рамках данных инвестиций будут созданы благоприятные условия для увеличения доходов лесных хозяйств и местных сообществ, например, создание цехов по переработке недревесных лесных ресурсов, развитие туризма и пчеловодства, создание плантаций плодовых, быстрорастущих культур и др.  С целью осуществления этих мероприятий будут выделены инвестиции в размере более 8 миллионов долларов США.

2. Разработаны ПИУПР и инвестиционные подпроекты и микропроекты по усовершенствованию рационального использования лесных ресурсов, модернизацию лесохозяйственного и лесокультурного производства, организации новых доход образующих направлений лесной экономики и созданию альтернативных источников доходов для лесопользователей. Инвестиционные предложения включают в себя:

  • в целях улучшения охраны и защиты  леса, элементарных условия жизнедеятельности лесников, с учетом санитарно-гигиенических будет построено 46 домов-кордонов;
  • строительство и ремонт 6 мостов для создания доступа к лесным и пастбищным ресурсам на отдаленных участках;
  • строительство и реабилитация 8 скважин, 2 резервуаров для накопления воды, прокладка более 31 000 м. труб и строительство лотковых каналов и других ирригационных сооружений для освоения малопродуктивных земель;
  • строительство 10 теплиц, модернизация 12 питомников, строительство или ремонт 4 холодильных камер для выращивания, хранения и реализации конкурентоспособных и импортозамещающих видов саженцев и сеянцев древесно-кустарниковых пород;
  • строительство и оборудование 4 цехов по переработке недревесных продуктов леса, (например, цех по розливу меда, переработке лекарственных трав или сушке фруктов);
  • закуплены и переданы: машины с комплектом противопожарного оборудования (МЛПК)-13 шт.; колесные тракторы-4 шт, комплекты навесного оборудования на трактор (выкопочный плуг-13 шт., культиватор-13 шт., ямобур-13 шт., прицеп самосвальный-13 шт., фреза почвообрабатывающая-7 шт., фреза садовая- 8 шт., опрыскиватель садовый-6 шт., устройство для посадки саженцев-5 шт., плуг 3-х корпусный-4 шт.); колесный минитрактор с навесным оборудованием (полуприцеп, плуг)-10 шт.; мотоблок с навесным оборудованием (плуг)-13 шт., лесопосадочная лопата (меч Колесова)-130 шт.. Всего закуплено спецтехники и оборудования на общую сумму 72, 3 млн. сом (или 1040 тыс. долл. США);
  • в целях увеличения лесистости и восстановления лесных экосистем на 2019-2021-гг. в рамках Проекта запланированы лесопосадки на общей площади более 2000 га, в т.ч. лесные культуры- более 1000 га, сады – более 800 га, плантации быстрорастущих пород, ориентированных не только на улучшение экологического состояния окружающей среды, но и на улучшение социально-экономической ситуации сельской местности. В целях предотвращения потравы лесных культур домашними животными в рамках Проекта установлены оградительные заборы из сетки рабицы и колючей проволоки участков лесных культур и фруктовых садов на площади 1168 га;
  • в целях оказания поддержки в борьбе с пандемией коронавируса для всех лесных хозяйств страны планируется приобретение средств индивидуальной защиты, такие как одноразовые маски, перчатки, защитные костюмы и очки, антисептики, респираторы, противогазы а также для не пилотных лесхозов многофункциональные мобильные лесопатрульные комплексы.

3. В целях обеспечения экологических и социальных стандартов Всемирного банка, а также соблюдения экологического законодательства Кыргызской Республики при подготовке и реализации стратегических инвестиционных проектов проведены тренинги в рамках реализации подкомпонента 2.2 «Требования по мерам обеспечения охраны окружающей среды Всемирного банка в рамках проекта ИУЛЭ» по подготовке ОВОС и ПУОС, по экологическим и социальным мерам защиты в процессе реализации инвестиционных под-проектов и микропроектов (125 человек, из них 18 женщин). Проведены экологические и социологические скрининги подпроектов и микропроектов, согласно процедурам ВБ, на приемлемость социально-экологическим мерам защиты и для определения потенциального воздействия.

4. Созданы по две комиссии по социальным мерам защиты (по компенсациям и по жалобам) для каждого лесхоза. По результатам проведенного комиссионного социального и экологического скринингов с участием директоров лесхозов, лесничих, представителей АО, территориальных управлений ГАООСЛХ, Экотехинспекции и местных жителей, а также областных представителей ОРП было выявлено, что большинство подпроектов и микропроектов и проектируемое размещение на местности соответствуют экологическим и социальным требованиям ВБ. По результатам экологического скрининга были даны рекомендации поменять участки под планируемые объекты. Рассматривали и выбирали другие места вне водоохранной, лавино-селеопасной зонах и подальше от мест произрастания редких, исчезающих краснокнижных видов растений КР. В результате 12 объектов строительства кордонов и объектов по туризму поменяли на более безопасное место и из обследованных 112 проектных предложений присвоены следующие категории:

  • Категория «А» - 4 (1 подпроект и 3 микропроекта) – не поддерживаются проектом;
  • Категория «В» - 99 проектов (80 подпроекта и 19 микропроектов) – подготовка ПУОСов и чек-листов;
  • Категория «С» - 25 (17 подпроектов и 8 микропроектов)

5. На отчетный период специалисты ОРП посетили 13 пилотных лесхозов, где провели тренинги по ОВОС (оценке воздействия окружающей среды) и составлению ПУОС (Планов управления окружающей средой) и консультации по экологическим мерам защиты для 125 участников, из них 18 женщин. Проведены экологические и социологические скрининги подпроектов и микропроектов, согласно процедурам ВБ, на приемлемость социально-экологическим мерам защиты и для определения потенциального воздействия.

6. Получено одобрение ВБ на 3 чек-листа по строительству теплиц и по поставке спецтехники, средств индивидуальной защиты, дезинфицирующего средства -гипохлорита кальция, с последующим использованием и применением на 3 Плана управления окружающей средой (ПУОС) по строительству кордонов, по лесопосадке и МикроГЭС. На сегодня 31 ПУОС по лесопосадкам и другим инвестициям опубликованы на вебсайте проекта. 15 чек-листа (лесопосадки, теплицы) подготовлено специалистом по охране окружающей среды ОРП. Разработан регламент по профилактике COVID-19 для строительных объектов Проекта. Также готовятся другие ПУОСы и чек-листы. Проведены общественные слушания по лесопосадкам и ограждению в 13 пилотных лесхозах, по кордонам - в 6 пилотных лесхозах.

7. По результатам проведенного скрининга по социальным мерам защиты было выявлено, что проектируемые отдельные объекты в Кочкор-Атинском, Баткенском, Уч-Коргонском, Кара-Кульджинском и Каракольском лесхозах не соответствуют требованиям ВБ по социальным мерам защиты. В связи с чем, во избежание применения ОП 4.12, вышеуказанным лесхозам было рекомендовано найти альтернативные места размещения проектируемых объектов.

8. По рекомендации виртуальной миссии ВБ (апрель 2020 г.) готовится новый шаблон «Скрининг по социальным мерам защиты» для инвестиционных объектов для каждого пилотного лесхоза.

9. На сегодняшний день, согласно результатам Первой национальной инвентаризации лесов, 1116,56 тыс. га или 5,61% от всей территории республики покрыто лесами. Более две трети лесов, находящиеся на территории Государственного лесного фонда, управляются Государственным агентством охраны окружающей среды и лесного хозяйства. Из них 277 тысяч гектаров леса расположены вне территории Государственного лесного фонда, на территории муниципалитетов и других субъектов, т.е. одна треть лесов Кыргызстана не управляется ни айыл окмоту, ни пастбищными комитетами, ни лесхозами и считаются «бесхозными». Из-за недостаточного кадрового потенциала и отсутствия должного управления со стороны муниципалитетов, большая площадь этих лесов подверглась деградации. В стране отсутствуют четкие механизмы управления, использования и охраны муниципальными лесами, имеются пробелы в законодательной базе страны. 

В рамках Проекта ИУЛЭ разработаны механизмы управления муниципальными лесами, Планы управления муниципальными лесами и приоритетные инвестиционные предложения по восстановлению муниципальных лесов, на которые предусмотрены государственные инвестиции в размере более 1 миллиона долларов США. 

Разработанные механизмы будут апробированы на базе отобранных 6 пилотных муниципалитетов:

  1. Достук а/о, Ноокенский район, Жалал-Абабдская область;
  1. Он бир-Жылга а/о, Чуйский район, Чуйская область;
  1. Чолпон-Ата а/о, Токтогульский район, Жалал-Абадская область;
  1. Ничке-Сай а/о, Токтогульский район, Жалал-Абадская область;
  1. Бел-Алды а/о, Токтогульский район, Жалал-Абадская область;
  1. Жаны-Жол а/о, Токтогульский район, Жалал-Абадская область.

 Данный список пилотных муниципалитетов одобрен Всемирным Банком и утвержден приказом ГАООСЛХ №01-9/245 от 19.09.2018г.

10. В 6 пилотных ОМСУ проведена информационная кампании, 3 круглых стола на уровне районов, 5 круглых столов на уровне АА с общим участием 457 человек, из них 166 женщин (36%), проведены встречи в селах. Сформированы по 4 фокус-группы в каждом АА: пастбищепользователи, лесопользователи, местные институты и уязвимые слои населения. Во время информационной акции были организованы и проведены презентации по Проекту, обсуждения проблемных вопросов по восстановлению муниципальных лесов, а также произведены полевые выезды по некоторым муниципальным участкам с деградированными лесами, в т.ч. с пойменными. Таким образом, общее количество проинформированных бенефициаров достигло 661 человек, из них 230 женщин (35%).

11. Проведен анализ законодательства КР по вопросу управления лесами вне ГЛФ на территории айылных аймаков и городов. На основании проведенного анализа НПА, регулирующих отношения касательно муниципальных лесов, можно сделать вывод, что в законодательстве отсутствует институт управления муниципальными лесами. Для того чтобы внедрить механизмы управления муниципальными лесами и институт управления муниципальными лесами, нужно внести изменения и дополнения в нормативно-правовые акты КР, в частности: в земельный кодекс, лесной кодекс, закон о местном самоуправлении и другие НПА. В результате анализа выявлены пробелы в НПА по части отсутствия определений и терминов «муниципальные леса», «деградированный лес», отсутствия конкретного уполномоченного органа по управлению лесами на территории айылных аймаков и городов, и конкретного уполномоченного органа и механизма по проведению лесоустройства муниципальных лесов. Также консультантом-юристом описаны коллизии НПА по вопросам управления лесами, вне ГЛФ и даны рекомендации по внесению изменений и дополнений в соответствующие НПА. Работа консультанта временно прекращена в связи с отсутствием картографических материалов.

12. В пилотных АО проведены фокус-групповые дискуссии, проведена разъяснительная работа по внедрению новых моделей управления муниципальными лесами. Всего в фокус группах участвовали 350 человека, из них 104 женщин (29,7%). C выездом на местах совместно со специалистами ОМСУ, с представителями фокус-групп, местных кенешей и других заинтересованных местных институтов проведена работа на определение наличия и состояния муниципальных лесов, определение границ муниципальных лесов на картах, по подготовке базовых карт территорий муниципалитетов. На основе полученной информации составлены карты-схемы (наброски), отмечены внешние и внутренние границы, инфраструктуры лесов, территория лесов вторичного использования, территориально-спорные участки, потенциальные территории леса для посадки лесокультурных насаждений.

13. Проведены обучения по проведению быстрой оценки деградации муниципальных лесов для пилотных ОМСУ (АА Достук, Жаны-Жол, Чолпон-Ата, Ничке-Сай, Бел-Алды и Онбир Жылга), а также - тренинги по защитным мерам политики ВБ (экологическая оценка ОП 4.01, природная среда обитания ОП 4.04, лесоводство ОП 4.36 и переселение ОП 4.12). Всего участвовало 43 человека, из них 10 женщин.

14. С 15-по 22 сентября 2019 года проведены экологический и социальный скрининги по инвестиционным проектным предложениям по муниципальным лесам. По результатам скринингов присвоена категория А одному проекту (т.е. исключение), остальным 14 проектам присвоены категория-В (дальнейшее разрешение для подачи на конкурс на инвестирование проектом).

15. Решением ККС одобрено Планы управления муниципльными лесами и инвестиционные предложения пилотных муниципалитетов с доработкой с учетом замечаний и предложений. 

16. Изготовлены и доставлены в 6 пилотных ОМСУ коммуникационные материалы (плакаты-70 шт и буклеты-350 шт) для пилотных ОМСУ. 

17. Подготовлены технические спецификации на закупку специальной техники и оборудования для 6 пилотных ОМСУ. 15 мая 2020 г. дано объявление на закупку 6 комплектов спец техники и оборудования для каждого пилотного ОМСУ. Будут закуплены колесный мини трактор, полуприцеп тракторный, плуг 2-х корпусный навесной, опрыскиватель навесной 400 л, косилка роторная навесная, почвофреза с опорными колесами и карданным валом, ямобур, культиватор окучник навесной, борона дисковая двухсекционная, сварочный аппарат, ранец противопожарный.