Компонент 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМИ ЭКОСИСТЕМАМИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» 

 

КОМПОНЕНТ 1: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА ЛЕСНОГО СЕКТОРА

1. Поддержка институциональных реформ в структуре лесного сектора, в первую очередь на национальном уровне, а также в создании благоприятных условий для более децентрализованного планирования и управления природными ресурсами, как на национальном так и на местном уровнях. 

- Поддержка реализации институциональных реформ в лесном хозяйстве, включает:

(i) планирование, бюджетирование и мониторинг деятельности лесхозов;

(ii) гармонизацию правил и нормативных актов – особенно в отношении принятия единых механизмов использования лесных ресурсов, включая пастбище пользование.

- Институциональная реформа будет направлена на новые подходы к управлению «сверху-вниз» и «снизу-вверх», институциональные механизмы и межотраслевое сотрудничество с пастбищным и водным секторами, сектором сохранения и рационального использования биоразнообразия, развития туризма при активном и всестороннем участии всех заинтересованных сторон. Деятельность по данному направлению будет основываться на разработанном в рамках Проекта Стратегическом документе по реформированию лесного сектора.

- Проведение информационной кампании по всей республике о деятельности Проекта и подходах по совершенствованию эффективности управления природными ресурсами, об институциональной реформе на основе Коммуникационной стратегии.

- Поддержка в определении границ и/или решении конфликтов на спорных участках двух пилотных лесхозов.

- Повышение потенциала всех групп по интересам в лесном секторе, в том числе пилотных лесхозов и Советов по совместному управлению (ССУЛ) в вопросах интегрированного управления природными ресурсами на основе Совместного плана действий по повышению потенциала работников лесного сектора.

- Поддержка работы Консультативно-Координационного Совета (ККС), выполняющего роль Наблюдательного совета Проекта.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА 2020 ГОД

1. Проведено исследование по функциональному анализу лесного сектора, по результатам которого выявлены пробелы, избыточные и дублирующиеся функции, а также фукнции, выполнение которых не обеспечено нормативно-правовыми документами. Исследование показывает, что институциональная структура управления лесами в существующем виде не может эффективно решать специфические задачи по управлению лесным хозяйством и должна быть оптимизирована и реформирована. Консультантами были представлены предложения и рекомендации по проведению реформы лесного сектора. 

2. В пилотных Ат-Башинском и Таласском лесных хозяйствах проведена работа по выявлению спорных вопросов и конфликтных ситуаций по внешним границам. Проведен анализ по уточнению и установлению границ, полевые работы по изучению и сверке картографических и лесоустроительных материалов. Кроме того, с представителями айыл окмоту, местными жителями, депутатами айыльных кенешей проведены встречи, определены границы лесхозов и т.д. Для продвижения и решения спорных вопросов, пилотным лесхозам были даны все необходимые рекомандации, предложения, разработаны проекты нормативно-правовых документов.

3. Ведется работа по внесению изменений и дополнений в Лесной Кодекс Кыргызской Республики, который был принят в 1999 году. Консультантами Проекта (юристы-консультанты, консультант по лесным вопросам, научный консультант, финансист-экономист) проведен обзор и анализ соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в лесной сфере. Проведены встречи с ключевыми экспертами и специалистами по выявлению существующих проблем, и противоречий, которые соответственно определяют характер регулирования правовых отношений, возникающих в процессе использования лесного фонда. Всего планируется внести изменения и дополнения по 13 пунктам и в 23 статьи Лесного кодекса страны, или охватит около 35% Лесного кодекса. Однако стоит отметить, что количество статей, в которые требуется изменения, является предварительным, т.е. при разработке текста по внесению изменений и дополнений, количество статей и пунктов может быть увеличено.

4. Пересмотрены Типовые нормы выработки на лесокультурные работы, которые были разработаны в начале 70-х годов прошлого столетия и не менялись с тех пор. И спустя десятилетия в рамках Проекта впервые проведена работа по корректировке Типовых норм выработки на лесокультурные работы и определению дневной тарифной ставки лесника. Теперь, оплата труда работников лесной отрасли, проводящих лесокультультурные мероприятия, будет основана на оценочной стоимости лесов и средневзвешенным нормативам затрат труда на создание лесных культур. По подсчетам экспертов, средняя стоимость 1 га лесов по древесине и экологическим функциям лесов – 177990,6 сом/га., средние нормативы затрат труда на 1 га лесных культур для всех типов лесов составят – 226,31 чел.дней. Итого, дневная тарифная ставка составит 786 сом / чел.*день за вычетом всех налогов. Новая тарифная ставка будет апробирована в пилотных лесхозах.

5. Работа по поддержке Советов по совместному управлению лесами (ССУЛ) продолжается силами пилотных лесхозов и нанятых областных представителей проекта (4 человек). Областные представители сопровождали кампанию по проведению социальной мобилизации, помогли пилотным лесхозам в составлении профайла лесхоза и разработке Планов интегированного управления природными ресурсами (ПИУПР), а также в разработке инвестиционных предложений. Во время социальной мобилизации сообществ в каждом пилотном лесхозе был обновлен/или создан ССУЛ, как консультативный орган для мониторинга и координации внедрения различных подходов к управлению, включая подготовку и реализацию ПИУПР. Всего создано 14 ССУЛ, в составе которых от 7 до 11 человек. Общее количество членов ССУЛ в 14 пилотных лесхозах- 137 человек, из них 20 женщин (15%).  Состав ССУЛ состоит из сотрудников лесхоза, арендаторы, представителей АО, пастбищные комитеты, представителей райадминистраций, молодежи, аксакалов и утверждены на основании приказов пилотных лесхозов. В целях оказания поддержки ССУЛ в рамках проекта закуплена и поставлена офисная мебель и техника.

6. Поддержка Консультативно-координационного совета (ККС). 21 февраля 2020 года проведено очередное заседание ККС (33 участника, из них 10 женщин), на котором были обсуждены следующие вопросы: обсуждение технических (технология, контсрукция) решений по строительству домов-кордонов, теплиц, по строительству ирригационных каналов, скважин, мостов и линий электропередач (ЛЭП). Участникам заседания дана информация о проблемах по разработке проектно-сметной документации инвестиционных объектов.

5. В целях реализации Проекта и содействия работе ГАООСЛХ по повышению потенциала и осведомленности о подходах по совершенствованию управления лесных экосистем, пилотировании реформы лесного сектора разработаны Коммуникационная стратегия и План действий по повышению осведомленности, Совместным План действий по повышению потенциала в секторе лесного хозяйства. 18 марта 2020 года заключен контракт с Ассоциацией лесопользователей и землепользователей Кыргызстана по повышению потенциала сотрудников лесного сектора, представителей советов совместного управления лесами (ССУЛ), пилотных муниципалитетов, лесопользователей. Запланированы тренинги по следующим основным темам: плодовые сады, выращивание посадочного материала - лесные питомники и теплицы, переработка продуктов леса, пчеловодство, основы компьютерной грамотности и т.д. В связи с текущей ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции рассматривается проведение он-лайн тренингов.