Компонент 1

КОМПОНЕНТ 1: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА ЛЕСНОГО СЕКТОРА

1. Этот компонент обеспечивает техническую помощь в поддержке политических и институциональных реформ в структуре лесного сектора (в первую очередь на национальном уровне), а также в создании благоприятных условий для более децентрализованного планирования и управления природными ресурсами (как на национальном так и на местном уровнях). По этому компоненту запланированы следующие виды работ:

- Поддержка реализации институциональных реформ в лесном хозяйстве, включая:

(i) планирование, бюджетирование и мониторинг деятельности лесхозов;

(ii) гармонизацию правил и нормативных актов – особенно в отношении принятия единых механизмов использования лесных ресурсов, включая пастбище пользование.

- Институциональная реформа будет направлена на новые подходы к управлению «сверху-вниз» и «снизу-вверх», институциональные механизмы и межотраслевое сотрудничество с пастбищным и водным секторами и сектором сохранения и рационального использования биоразнообразия и развития туризма при активном и всестороннем участии всех заинтересованных сторон. Деятельность по данному направлению будет основываться на разработанном в рамках Проекта Стратегическом документе по реформированию лесного сектора.

- Проведение общереспубликанской кампании по информированию общественности о деятельности Проекта и подходах по совершенствованию эффективности управления природными ресурсами, об институциональной реформе на основе Коммуникационной стратегии.

- Поддержка в определении границ и/или решении конфликтов на спорных участках двух пилотных лесхозов.

- Повышение потенциала всех групп по интересам в лесном секторе, в том числе пилотных лесхозов и Советов по совместному управлению (ССУЛ) в вопросах интегрированного управления природными ресурсами на основе Комплексной стратегии по повышению потенциала.

- Поддержка работы Консультативно-Координационного Совета (ККС), выполняющего роль Наблюдательного совета Проекта.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА 2018 ГОД

1. Международным и местным консультантами проведено исследование по функциональному анализу лесного сектора, результаты анализа были представлены на заседании ККС в декабре 2018 года. Функциональный анализ был проведен на 2 уровнях: на национальном уровне (ГАООСиЛХ и его структурные подразделения) и местном уровне (лесхозы и лесничества). Консультатнтами были представлены предложения по проведению реформы лесного сектора. Работа по поддержке будет реформирваония будет продолжена на основе решения ГАООСиЛХ.

2. На основе исследования по выявлению спорных вопросов и конфликтных ситуаций по внешним границам пилотных лесхозов работа проводится в 2 отобранных пилотных лесхозах: Ат-Башинском и Таласском. Консультантами проведен анализ по уточнению и установлению границ, совместно со специалистами ГУ КЛОУ в 2 отобранных пилотных лесхозах проведены полевые работы по изучению и сверке картографических и лесоустроительных материалов. В ходе данной работы было:

- установлено несоответствие существующих границ Ат-Башинского района в картах района из-за крупного масштаба и отсутствия цифровых картографических данных в Нарынской землеустроительной экспедиции и векторных данных с пространственной привязкой. 

- выяснено, что в ходе инвентаризации земель 1994 года Кыргызгипроземом были внесены изменения в границы между айыльным аймаком Ат-Башы и Ат-Башинским лесхозом. Таким образом, земельные участки Ат-Башинского лесхоза площадью 141,7 га были включены в состав земель населенного пункта Ат-Башы (из которых на территории 88,7 га уже построены жилые дома и имеются правоудостоверяющие документы). Однако Согласно Постановлению ПКР №175 от 18.05.95г. эти земли должны входить в состав Ат-Башинского лесхоза и в связи с этим, данный вопрос требует отдельного изучения с участием всех заинтересованных сторон для окончательной выработки видения по установлению внешних границ лесхоза.

- в виду отсутствия установленных внешних границ Таласского лесхоза постоянно возникают конфликные ситуации с местным населением. В рамках проекта подготовлены картографические документы и землеустроительные материалы по внешним границам лесхоза. В целях всестороннего и объективного освещения вопросов по определению и установлению границ Таласского лесхоза, а также по деятельности Проекта ИУЛЭ, 17 декабря 2018 года проведено расширенное организационное заседание на уровне Полномочного представительства Правительства КР по Таласской области с участием заинтересованых государственных органов и ОМСУ (35 человек). Подготовлено правовое заключение по проекту постановления Правительства КР по утверждению границ Таласского лесхоза.

- в январе-феврале проведены два заседания по определению проблемных вопросов при определении внешних границ двух пилотных лесхозов с участием руководителей ГУКУЛОУ, ДРЛЭ,  ОРП и пилотных лесхозов.  По итогам заседаний поставлены конкретные задачи руководителям пилотных лесхозов по обеспечению официальными документами от ОМСУ и территориальных государственных органов, либо официальной позиций по решению проблемных вопросов. 

-  осуществлена рабочая поездка в Таласский лесхоз, в ходе которого были согласованы проекты лесоустроительных материалов по аыйльным аймакам- Осмонкулова, Кара-Суу, Айдаралиева. Проведены встречи с и.о. главы Таласской районной государственной администрации, главой Таласского районного управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество, руководителем территориальной экспедиции “Кыргызгипрозем». По итогам встреч составлены отдельные запросы, ожидаются официальные ответы.

3. Продолжается работа по разработке стоимости единицы лесохозяйственной деятельности (методика расчета стоимости работ лесного хозяйства). Консультантами проведен обзор, предоставлен отчет за 2-ой этап по разработке и корректировке типовых норм выработки, расчета фонда оплаты труда на лесокультурные, лесосеменные, лесомелиоративные работы и работы в питомниках; апробация новых норм расценок в 4 типах леса (еловых, арчовых, орехово-плодовых, пойменных). В отчете представлены два варианта: первый- по анализу средней заработной платы и второй – определение дневной тарифной ставки по оценочной стоимости лесов (1 га) и средневзвешенным нормативам затрат труда на 1 га. Предварительные результаты работы были обсуждены со специалистами ДРЛЭ, ОРП и представлены на заседании Ученого совета Института биологии НАН (16 ноября 2018 года). Предложенные Типовые нормы выработки на лесокультурные и лесохозяйственные мероприятия были одобрены Ученым советом НАН КР.  Результаты данного исследования также были представлены на заседании ККС в декабре 2018 г., где было рекомендовано согласовать с Республиканским комитетом профсоюза КР и утверждить ГАООСЛХ. В настоящее время консультантами готовится Сборник типовых норм выработки для переиздания.

4. Работа по поддержке Советов по совместному управлению лесами (ССУЛ) продолжается силами пилотных лесхозов и нанятых областных представителей проекта (5 человек). Областные представители сопровождали кампанию по проведению социальной мобилизации, помогли пилотным лесхозам в составлении профайла лесхоза и разработке Планов интегированного управления природными ресурсами (ПИУПР), а также в разработке инвестиционных предложений. Во время социальной мобилизации сообществ в каждом пилотном лесхозе был обновлен/или создан ССУЛ, как консультативный орган для мониторинга и координации внедрения различных подходов к управлению, включая подготовку и реализацию ПИУПР. Всего создано 14 ССУЛ, в составе которых от 7 до 11 человек. Общее количество членов ССУЛ в 14 пилотных лесхозах- 137 человек, из них 20 женщин (15%).  Состав ССУЛ состоит из сотрудников лесхоза, арендаторы, представителей АО, пастбищные комитеты, представителей райадминистраций, молодежи, аксакалов и утверждены на основании приказов пилотных лесхозов. В целях оказания поддержки ССУЛ в рамках проекта закуплена и поставлена офисная мебель и техника.

5. В целях реализации Проекта и содействия работе ГАООСЛХ и ДРЛЭ по повышению потенциала и информированию общественности о подходах по совершенствованию управления лесных экосистем, пилотировании реформы лесного сектора наняты: консультант по повышению потенциала и местный специалист по связям с общественностью и коммуникации. В целях определения направлений и мер для разработки проекта стратегии и плана действий по повышению потенциала и осведомленности в лесном секторе 5-6 декабря 2018 года проведен совместный семинар на тему: "Наращивание потенциала и повышение осведомленности в области лесного хозяйства и сохранения биоразнообразия в Кыргызстане, с участием специалистов ГАООСиЛХ, министерств и ведомств, представителей нацчного сообщества, лесных хозяйств, партнеров по развитию. В ходе мероприятия были выявлены пробелы, проблемы и трудности в повышениии потенциала и осведомленности, проведен анализ заинтересованных сторон, выявлены потребности и возможные решения, также определены мероприятия для разработки Плана действий. В целях разработки Плана действий по наращиванию потенциала и Коммуникационного плана приказом ГАООСЛХ №01-9/325 от 27 декабря 2018 года была создана рабочая группа. В настоящее время продолжается работа по подготовке совместного плана действий по наращиванию потенциала и коммуникационной стратегии лесного сектора.