Компонент 1

КОМПОНЕНТ 1: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА ЛЕСНОГО СЕКТОРА

1. Этот компонент обеспечивает техническую помощь в поддержке политических и институциональных реформ в структуре лесного сектора (в первую очередь на национальном уровне), а также в создании благоприятных условий для более децентрализованного планирования и управления природными ресурсами (как на национальном так и на местном уровнях). По этому компоненту запланированы следующие виды работ:

- Поддержка реализации институциональных реформ в лесном хозяйстве, включая:

(i) планирование, бюджетирование и мониторинг деятельности лесхозов;

(ii) гармонизацию правил и нормативных актов – особенно в отношении принятия единых механизмов использования лесных ресурсов, включая пастбище пользование.

- Институциональная реформа будет направлена на новые подходы к управлению «сверху-вниз» и «снизу-вверх», институциональные механизмы и межотраслевое сотрудничество с пастбищным и водным секторами и сектором сохранения и рационального использования биоразнообразия и развития туризма при активном и всестороннем участии всех заинтересованных сторон. Деятельность по данному направлению будет основываться на разработанном в рамках Проекта Стратегическом документе по реформированию лесного сектора.

- Проведение общереспубликанской кампании по информированию общественности о деятельности Проекта и подходах по совершенствованию эффективности управления природными ресурсами, об институциональной реформе на основе Коммуникационной стратегии.

- Поддержка в определении границ и/или решении конфликтов на спорных участках двух пилотных лесхозов.

- Повышение потенциала всех групп по интересам в лесном секторе, в том числе пилотных лесхозов и Советов по совместному управлению (ССУЛ) в вопросах интегрированного управления природными ресурсами на основе Комплексной стратегии по повышению потенциала.

- Поддержка работы Консультативно-Координационного Совета (ККС), выполняющего роль Наблюдательного совета Проекта.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА 2020 ГОД

1. Проведено исследование по функциональному анализу лесного сектора, по результатам которого выявлены пробелы, избыточные и дублирующиеся функции, а также фукнции, выполнение которых не обеспечено нормативно-правовыми документами. Исследование показывает, что институциональная структура управления лесами в существующем виде не может эффективно решать специфические задачи по управлению лесным хозяйством и должна быть оптимизирована и реформирована. Консультантами были представлены предложения и рекомендации по проведению реформы лесного сектора. 

2. В пилотных Ат-Башинском и Таласском лесных хозяйствах проведена работа по выявлению спорных вопросов и конфликтных ситуаций по внешним границам. Проведен анализ по уточнению и установлению границ, полевые работы по изучению и сверке картографических и лесоустроительных материалов. Кроме того, с представителями айыл окмоту, местными жителями, депутатами айыльных кенешей проведены встречи, определены границы лесхозов и т.д. Для продвижения и решения спорных вопросов, пилотным лесхозам были даны все необходимые рекомандации, предложения, разработаны проекты нормативно-правовых документов.

3. На сегодняшний день заработная плата работников лесной отрасли, по сравнению с другими отраслями экономики, является самой низкой. Например, по данным Нацстаткома, средняя заработная плата по стране за 2018 год составила 16 427 сом, зарплата работников лесной отрасли составила  10 084 сом, в процентном соотношении это лишь 61,3% к среднему уровню зарплаты. При этом необходимо отметить, что должностной оклад лесников и егерей составляет лишь 4 925 сом (без учета налогов и надбавок), это намного ниже минимального прожиточного минимума , составляющего на данный момент 5 368 сом 64 тыйын (2019г.). Учитывая такой низкий оклад лесников, надбавки (стаж, выслуга лет и т.д.) не выполняют свою основную стимулирующую функцию и не способствуют дальнейшему профессиональному росту работника. При этом, все работы, связанные с посадкой лесных культур, являются сезонными, за которые вообще не предусматриваются надбавки к зарплате. И оплата за посадку лесных культур считалась на основе Типовых норм выработки  на лесокультурные работы (ТНВ), разработанных аж в 70-х годах прошлого столетия и не менявшиеся с тех пор. И вот, спустя десятилетия, в рамках Проекта ИУЛЭ проведена корректировка данных ТНВ. Данные нормы утверждены приказом ГАООСЛХ  и будут апробированы в 13 пилотных лесхозах. Новые нормы расценок приведут к увеличению основного оклада примерно в 3-3,5 раза. При таком раскладе у работников леса появятся стимул для работы, перспективы для работы и возможности для привлечения молодых специалистов.

4. Работа по поддержке Советов по совместному управлению лесами (ССУЛ) продолжается силами пилотных лесхозов и нанятых областных представителей проекта (4 человек). Областные представители сопровождали кампанию по проведению социальной мобилизации, помогли пилотным лесхозам в составлении профайла лесхоза и разработке Планов интегированного управления природными ресурсами (ПИУПР), а также в разработке инвестиционных предложений. Во время социальной мобилизации сообществ в каждом пилотном лесхозе был обновлен/или создан ССУЛ, как консультативный орган для мониторинга и координации внедрения различных подходов к управлению, включая подготовку и реализацию ПИУПР. Всего создано 14 ССУЛ, в составе которых от 7 до 11 человек. Общее количество членов ССУЛ в 14 пилотных лесхозах- 137 человек, из них 20 женщин (15%).  Состав ССУЛ состоит из сотрудников лесхоза, арендаторы, представителей АО, пастбищные комитеты, представителей райадминистраций, молодежи, аксакалов и утверждены на основании приказов пилотных лесхозов. В целях оказания поддержки ССУЛ в рамках проекта закуплена и поставлена офисная мебель и техника.

5. В целях реализации Проекта и содействия работе ГАООСЛХ и ДРЛЭ по повышению потенциала и информированию общественности о подходах по совершенствованию управления лесных экосистем, пилотировании реформы лесного сектора разработаны Коммуникационная стратегия и План действий по повышению осведомленности, Совместным План действий по повышению потенциала в секторе лесного хозяйства.