Компонент 1

Компонент 1: Институциональная реформа лесного сектора

1. Этот компонент обеспечивает техническую помощь в поддержке политических и институциональных реформ в структуре лесного сектора (в первую очередь на национальном уровне), а также в создании благоприятных условий для более децентрализованного планирования и управления природными ресурсами (как на национальном так и на местном уровнях). По этому компоненту запланированы следующие виды работ:

- Поддержка реализации институциональных реформ в лесном хозяйстве, включая:

(i) планирование, бюджетирование и мониторинг деятельности лесхозов;

(ii) гармонизацию правил и нормативных актов – особенно в отношении принятия единых механизмов использования лесных ресурсов, включая пастбище пользование.

- Институциональная реформа будет направлена на новые подходы к управлению «сверху-вниз» и «снизу-вверх», институциональные механизмы и межотраслевое сотрудничество с пастбищным и водным секторами и сектором сохранения и рационального использования биоразнообразия и развития туризма при активном и всестороннем участии всех заинтересованных сторон. Деятельность по данному направлению будет основываться на разработанном в рамках Проекта Стратегическом документе по реформированию лесного сектора.

- Проведение общереспубликанской кампании по информированию общественности о деятельности Проекта и подходах по совершенствованию эффективности управления природными ресурсами, об институциональной реформе на основе Коммуникационной стратегии.

- Поддержка в определении границ и/или решении конфликтов на спорных участках двух пилотных лесхозов.

- Повышение потенциала всех групп по интересам в лесном секторе, в том числе пилотных лесхозов и Советов по совместному управлению (ССУЛ) в вопросах интегрированного управления природными ресурсами на основе Комплексной стратегии по повышению потенциала.

- Поддержка работы Консультативно-Координационного Совета (ККС), выполняющего роль Наблюдательного совета Проекта.

 

Общий описательный прогресс

2. По рекомендации миссии ВБ в июле 2017 г. было поручено ОРП изучить ситуацию с новым Бюджетным кодексом Кыргызской Республики, финансирование лесного сектора. С этой целью сотрудниками ОРП был проведён ряд встреч с разными организациями и экспертами, в т.ч. со специалистами программы ПРООН BIOFIN, Национальной Ассоциацией пастбище пользователей Кыргызстана «Кыргыз Жайыты», Департаментом пастбищ, животноводства и рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации, GIZ и со специалистами Департамента развития лесных экосистем ГАООСЛХ и лесных хозяйств.

3. Разработан ТОР на местного краткосрочного специалиста по определению границ и выявлению конфликтов в пилотных лесхозах. Контракт со специалистом подписан (с 27 ноября 2017 г.- до 23 марта 2018 г., контракт продлён до 20 апреля 2018 г.). Цель задания - это проведение исследований в пилотных лесхозах, для уточнения границ на предмет наличия спорных вопросов по делимитации границ, смежных с лехозами участков с другими подведомственными территориями (пастбища, муниципальные леса и т.д.). Консультантом проведён сбор информации от государственных органов и учреждений, проведён анализ материалов, предоставленных разными организациями.

4. Подготовлен и организован учебный тур в Латвию как страну с передовым опытом оптимизации лесного сектора (8 человек), 3-10 декабря 2017 года. Эта ознакомительная учебная поездка является частью усилий по сбору и анализу опыта других стран в Европе и Центральной Азии с целью информирования о текущей реформе лесного сектора в Кыргызской Республике. Участниками учебного тура были: руководители и специалисты Департамента развития лесных экосистем (ДРЛЭ), Государственного учреждения «Кыргызлесоохотустройство», руководители пилотных лесхозов и специалисты Отдела реализации проекта (ОРП) ИУЛЭ при ГАООСЛХ.

5. На стадии разработки два технических задания: 1) по проведению функционального анализа и 2) по юридическому сопровождения реформы в лесном секторе. Во время миссии ВБ в декабре 2017 г. было принято решение о разработке ТЗ для международного консультанта и проведении отбора на эту позицию для проведения функционального анализа с тем, чтобы специалист был нанят к концу марта 2018 года.

 

Прогресс в отношении мероприятий

6. Подготовлен аналитический отчёт по возможному воздействию нового Бюджетного кодекса. В результате сделаны выводы, что необходимо усилить потенциал лесхозов и департаментов ГАООСЛХ, обучить специалистов правильному планированию и бюджетированию, а также выявлению чётких индикаторов результативности. Отчёт по бюджетному кодексу отправлен во ВБ.

7. Краткосрочным специалистом по определению границ и выявлению конфликтов в пилотных лесхозах проведён предварительный анализ материалов, выявлен ряд вопросов (проблем), которые можно сгруппировать по следующим направлениям:

- Предоставление и государственная регистрация прав государственной собственности на земли ГЛФ и права бессрочного пользования земельным участком ГЛФ лесхозами;

- Перевод земель из одной категории в другую (трансформация земель;

- Несоответствие применяемых систем координат при съёмке земельных участков, картографической основы и методов вычисления площадей;

- Несоответствие учётных данных по земельным участкам лесхозов.

- В дальнейшем эти вопросы будут уточнены и изучены более детально и на их основе будут даны рекомендации и предложения по их решению, и при необходимости будут даны рекомендации по внесению изменений в соответствующие НПА.