Компонент 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМИ ЭКОСИСТЕМАМИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» 

 

КОМПОНЕНТ 1: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА ЛЕСНОГО СЕКТОРА

1. Поддержка институциональных реформ в структуре лесного сектора, в первую очередь на национальном уровне, а также в создании благоприятных условий для более децентрализованного планирования и управления природными ресурсами, как на национальном так и на местном уровнях. 

- Поддержка реализации институциональных реформ в лесном хозяйстве, включает:

(i) планирование, бюджетирование и мониторинг деятельности лесхозов;

(ii) гармонизацию правил и нормативных актов – особенно в отношении принятия единых механизмов использования лесных ресурсов, включая пастбище пользование.

- Институциональная реформа будет направлена на новые подходы к управлению «сверху-вниз» и «снизу-вверх», институциональные механизмы и межотраслевое сотрудничество с пастбищным и водным секторами, сектором сохранения и рационального использования биоразнообразия, развития туризма при активном и всестороннем участии всех заинтересованных сторон. Деятельность по данному направлению будет основываться на разработанном в рамках Проекта Стратегическом документе по реформированию лесного сектора.

- Проведение информационной кампании по всей республике о деятельности Проекта и подходах по совершенствованию эффективности управления природными ресурсами, об институциональной реформе на основе Коммуникационной стратегии.

- Поддержка в определении границ и/или решении конфликтов на спорных участках двух пилотных лесхозов.

- Повышение потенциала всех групп по интересам в лесном секторе, в том числе пилотных лесхозов и Советов по совместному управлению (ССУЛ) в вопросах интегрированного управления природными ресурсами на основе Совместного плана действий по повышению потенциала работников лесного сектора.

- Поддержка работы Консультативно-Координационного Совета (ККС), выполняющего роль Наблюдательного совета Проекта.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ на январь 2021г.

1. Проведено исследование по функциональному анализу лесного сектора, по результатам которого выявлены пробелы, избыточные и дублирующиеся функции, а также фукнции, выполнение которых не обеспечено нормативно-правовыми документами. Исследование показывает, что институциональная структура управления лесами в существующем виде не может эффективно решать специфические задачи по управлению лесным хозяйством и должна быть оптимизирована и реформирована. Консультантами были представлены предложения и рекомендации по проведению реформы лесного сектора. На основе этого заключения было предложено внести изменения и дополнения в Лесной Кодекс Кыргызской Республики. 

2. Проведен и представлен обзор и правовой анализ соответствующих НПА, регулирующих деятельность в лесной сфере, изучены аналитические материалы по Лесному Кодексу Кыргызской Республики. Работа по внесению изменений в Лесной Кодекс была связана с работой по разработке механизмов передачи хозяйственных функций и моделей управления лесными ресурсами, ориентированных на самофинансирование и по разработке положения о функциональном зонировании территории Государственного лесного фонда (ГЛФ). 20 октября 2020 года в г. Бишкек проведен заключительный семинар по обсуждению финального варианта проекта закона «О внесении изменений в Лесной Кодекс Кыргызской Республики» с участием всех заинтересованных сторон (41 человек, из них 11 женщин). Предложены дополнения в Лесной кодекс КР 23 новых определений, таких как: «лес», «лесные экосистемные услуги», «охрана леса», «плантация», «лесоразведение» и т.д. Также предложено разделение контрольно-регулирующих от хозяйственных функций лесного сектора. Внесены изменения по 41 статьям, из них 16 статей -изменения, дополнения, 17 статей- новая редакция, 7 новых статей и 1 статья исключена полностью. Подготовлены финальные документы и переданы в ДРЛЭ. Принятие данного законопроекта гармонизирует Лесной Кодекс с другими законодательными актами Кыргызской Республики и создает необходимые правовые и институциональные условия для устойчивого управления лесами.

3. Продолжается работа с ОсОО «Экоаудит»  по разработке механизмов передачи хозяйственных функций и моделей управления лесными ресурсами, ориентированных на самофинансирование и по разработке Положения о функциональном зонировании территории ГЛФ. Продолжается работа консультантов по разработке механизмов передачи хозяйственных функций и моделей управления лесными ресурсами, ориентированных на самофинансирование и по разработке Положения о функциональном зонировании территории ГЛФ. Проведены круглые столы по обсуждению возможных моделей управления лесами, по разделению контрольно-регулирующих функций от хозяйствующих функций лесного хозяйства, также рассмотрены проект Положения о функциональном зонировании земель государственного фонда КР с участием представителей министерств, ведомств и партнерских организаций.

4. В целях упрядочивания границ пилотных лесхозов консультатами (юристом и землеустроителем) изучены правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы земель ГЛФ 11 пилотных лесхозов и выявлены проблемы границ. Продолжается работа по уточнению картографических, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов земель ГЛФ по спорным границам и территориям 11 пилотных лесхозов. Подготовлены экспликация земельных участков пилотных лесхозов и карта-схемы согласования границ земельных участков со смежными землепользователями лесхозов.  Изучены и подготовлены правовые основания вариантов решения спорных земельных участков Балыкчинского, Каракольского и Кочкор-Атинского лесхоза путем выезда на места. Разработан проект Постановления Правительства Кыргызской Республики по закреплению границ Нарынского лесхоза с сопроводительными документами. 

5. Пересмотрены Типовые нормы выработки на лесокультурные работы, которые были разработаны в начале 70-х годов прошлого столетия и не менялись с тех пор. И спустя десятилетия в рамках Проекта впервые проведена работа по корректировке Типовых норм выработки на лесокультурные работы и определению дневной тарифной ставки лесника. Теперь, оплата труда работников лесной отрасли, проводящих лесокультультурные мероприятия, будет основана на оценочной стоимости лесов и средневзвешенным нормативам затрат труда на создание лесных культур. По подсчетам экспертов, средняя стоимость 1 га лесов по древесине и экологическим функциям лесов – 177990,6 сом/га., средние нормативы затрат труда на 1 га лесных культур для всех типов лесов составят – 226,31 чел.дней. Итого, дневная тарифная ставка составит 786 сом / чел.*день за вычетом всех налогов. Новая тарифная ставка будет апробирована в пилотных лесхозах.

6. Работа по поддержке Советов по совместному управлению лесами (ССУЛ) продолжается силами пилотных лесхозов и нанятых областных представителей проекта (4 человек). Областные представители сопровождали кампанию по проведению социальной мобилизации, помогли пилотным лесхозам в составлении профайла лесхоза и разработке Планов интегированного управления природными ресурсами (ПИУПР), а также в разработке инвестиционных предложений. Во время социальной мобилизации сообществ в каждом пилотном лесхозе был обновлен/или создан ССУЛ, как консультативный орган для мониторинга и координации внедрения различных подходов к управлению, включая подготовку и реализацию ПИУПР. Всего создано 14 ССУЛ, в составе которых от 7 до 11 человек. Общее количество членов ССУЛ в 14 пилотных лесхозах- 137 человек, из них 20 женщин (15%).  Состав ССУЛ состоит из сотрудников лесхоза, арендаторы, представителей АО, пастбищные комитеты, представителей райадминистраций, молодежи, аксакалов и утверждены на основании приказов пилотных лесхозов. В целях оказания поддержки ССУЛ в рамках проекта закуплена и поставлена офисная мебель и техника.

7. Поддержка Консультативно-координационного совета (ККС).

- 21 февраля 2020 года проведено 21-ое заседание ККС (33 участника, из них 10 женщин), на котором были обсуждены следующие вопросы: обсуждение технических (технология, конструкция) решений по строительству домов-кордонов, теплиц, по строительству ирригационных каналов, скважин, мостов и линий электропередач (ЛЭП). Участникам заседания дана информация о проблемах по разработке проектно-сметной документации инвестиционных объектов.

- 29 мая 2020 года проведено 22-ое заседание ККС (15 участников, из них 6 женщин), на котором были обсуждены вопросы: информация о статусе проекта, достижения, результаты и трудности; обсуждение и одобрение итогового количества и стоимости кордонов и теплиц согласно ПСД для проведения закупок услуг строительных компаний; информация о перераспределении средств Проекта в связи чрезвычайной ситуацией в стране по предотвращению пандемии коронавируса.

- 18 июня 2020 года проведено 23-ое заседание ККС (28 участников, из них 14 женщин), на котором были обсуждены следующие вопросы: информация о статусе проекта, Обсуждение и одобрение итогового количества и стоимости мостов, ирригационных сооружений, линий электропередачи согласно ПСД для проведения закупок услуг строительных компаний.

- 13 января 2021 года проведено 24-ое заседание ККС (24 участника, из них 4 женщин), на котором были обсуждены: статус строительства инвестиционных проектов в рамках Проекта ПИУЛЭ (достижения, трудности и пути решения); обсуждение и одобрение лимитированных затрат на строительство перерабатывающих цехов (Аксыйский, Токтогульский, Уч-Коргонский, Таласский лесхозы), административного здания Чуйского лесхоза, гараж-бокса Кара-Кульджинского лесхоза; капитального ремонта туристической базы «Дугоба» Уч-Коргонского лесхоза и административного здания Токтогульского лесхоза; обсуждение и одобрение Механизма распределения саженцев уязвимым слоям населения и рассмотрение вопроса об исключении микропроектов из числа финансируемых проектов.

8. Продолжаются работы согласно Совместному плану действий по повышению потенциала в секторах лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий Кыргызской Республики и Коммуникационной стратегии и плана действий по повышению осведомленности в секторах лесного хозяйства и ООПТ Кыргызской Республики на период с 2019-2021 гг. Проведен тендер на закуп услуг на создание видеоролика (3-5 мин.) о результах, достигнутых в рамках проекта, и направленных на поддержку пилотирования реформы сектора лесного хоязйства.

9. В рамках контракта с Ассоциацией лесопользователей и землепользователей Кыргызстана по повышению потенциала сотрудников лесного сектора, представителей советов совместного управления лесами (ССУЛ), пилотных муниципалитетов, лесопользователей (18.03.2020-30.12.2020) завершено проведение тренингов. Проведены следующие мероприятия:

  • С 13 июля по 7 августа 2020 года были проведены 5 он-лайн тренингов по теме “Плодовые сады” для сотрудников пилотных лесхозов, лесопользователей и членов ССУЛ. В связи с пандемией COVID-19 тренинги проведены в он-лайн режиме, а остальные тренинги были проведены в обычном режиме.
  • С 14 июля-по 22 сентября 2020 года проведены 13 тренингов по компьютерной грамотности (156 человек, из них 37 женщин).
  • С 29 сентября-по 10 октября 2020 года проведены 2 трех-дневных тренинга в г. Бишкек и г. Ош по теме “Выращивание посадочного материала” (42 участника, из них 11 женщин).
  • С 28-по 13 ноября 2020 года проведены 2 обменных визита для представителей южных пилотных лесхозов по северу республики и для северных пилотных лесхозов на юг республики (всего 49 человек, из них 7 женщин). Участники посетили семенную лабораторию во Фрунзенском лесхозе, теплицы, плодовые и декоративные питомники, плантации и т.д..
  • С 7 по 12 декабря 2020 года для сотрудников пилотных лесхозов и лесопользователей проведены 2 трехдневных тренинга по теме “Переработка лесной продукции” (15 человек, из них 1 женщина) и 2 трехдневных тренинга по теме “Пчеловодство” (16 человек, из них 1 женщина).С 17-по 23 декабря 2020 года для 6 пилотных ОМСУ проведены 3 трехдневных тренинга по теме “Лесные питомникии темплицы” и 3 трехдневных тренинга по теме “Плодовые сады” с участием 47 человек, из них 3 женщин.