Компонент 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМИ ЭКОСИСТЕМАМИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ» 

 

КОМПОНЕНТ 1: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА ЛЕСНОГО СЕКТОРА

1. Поддержка институциональных реформ в структуре лесного сектора, в первую очередь на национальном уровне, а также в создании благоприятных условий для более децентрализованного планирования и управления природными ресурсами, как на национальном так и на местном уровнях. 

- Поддержка реализации институциональных реформ в лесном хозяйстве, включает:

(i) планирование, бюджетирование и мониторинг деятельности лесхозов;

(ii) гармонизацию правил и нормативных актов – особенно в отношении принятия единых механизмов использования лесных ресурсов, включая пастбище пользование.

- Институциональная реформа будет направлена на новые подходы к управлению «сверху-вниз» и «снизу-вверх», институциональные механизмы и межотраслевое сотрудничество с пастбищным и водным секторами, сектором сохранения и рационального использования биоразнообразия, развития туризма при активном и всестороннем участии всех заинтересованных сторон. Деятельность по данному направлению будет основываться на разработанном в рамках Проекта Стратегическом документе по реформированию лесного сектора.

- Проведение информационной кампании по всей республике о деятельности Проекта и подходах по совершенствованию эффективности управления природными ресурсами, об институциональной реформе на основе Коммуникационной стратегии.

- Поддержка в определении границ и/или решении конфликтов на спорных участках двух пилотных лесхозов.

- Повышение потенциала всех групп по интересам в лесном секторе, в том числе пилотных лесхозов и Советов по совместному управлению (ССУЛ) в вопросах интегрированного управления природными ресурсами на основе Совместного плана действий по повышению потенциала работников лесного сектора.

- Поддержка работы Консультативно-Координационного Совета (ККС), выполняющего роль Наблюдательного совета Проекта.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ на апрель 2021г.

1. Проведено исследование по функциональному анализу лесного сектора, по результатам которого выявлены пробелы, избыточные и дублирующиеся функции, а также фукнции, выполнение которых не обеспечено нормативно-правовыми документами. Исследование показывает, что институциональная структура управления лесами в существующем виде не может эффективно решать специфические задачи по управлению лесным хозяйством и должна быть оптимизирована и реформирована. Консультантами были представлены предложения и рекомендации по проведению реформы лесного сектора. На основе этого заключения было предложено внести изменения и дополнения в Лесной Кодекс Кыргызской Республики. 

2. Проведен и представлен обзор и правовой анализ соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в лесной сфере, изучены аналитические материалы по Лесному Кодексу Кыргызской Республики. 20 октября 2020 года в г. Бишкек проведен заключительный семинар по обсуждению финального варианта проекта закона «О внесении изменений в Лесной Кодекс Кыргызской Республики» с участием всех заинтересованных сторон (41 человек, из них 11 женщин). Предложены дополнения в Лесной кодекс КР 23 новых определений, таких как: «лес», «лесные экосистемные услуги», «охрана леса», «плантация», «лесоразведение» и т.д. Также предложено разделение контрольно-регулирующих от хозяйственных функций лесного сектора. Внесены изменения по 41 статьям, из них 16 статей -изменения, дополнения, 17 статей- новая редакция, 7 новых статей и 1 статья исключена полностью. Подготовлены финальные документы и переданы в ДРЛЭ для дальнейшего продвижения. Принятие данного законопроекта гармонизирует Лесной Кодекс с другими законодательными актами КР и создает необходимые правовые и институциональные условия для устойчивого управления лесами. В связи с реорганизацией ГАООСЛХ в Госагентство лесного хозяйства и передачей его в введение в Министерство сельского, водного хозяйства и развития регионов КР согласно Постановлению Правительства КР от 12 февраля 2021 г. № 38 «Об организационных мерах в связи с утверждением новой структуры Правительства КР и реформой органов исполнительной власти КР», меняется структура управления ГЛФ, что повлечет за собой внесение дополнений в проект закона «О внесении изменений в Лесной Кодекс КР». Контракты с двумя консультантами-юристами продлены до 1 июля 2021 года для оказания экcпертной поддержки и дальнейшего сопровождения.

3. Продолжается работа по разработке механизмов передачи хозяйственных функций и моделей управления лесными ресурсами, ориентированных на самофинансирование и по разработке Положения о функциональном зонировании территории ГЛФ (контракт с ОсОО «Экоаудит» заключен 9 июня 2020 г.). Проведены круглые столы по обсуждению возможных моделей управления лесами, по разделению контрольно-регулирующих функций от хозяйствующих функций лесного хозяйства, также рассмотрены проект Положения о функциональном зонировании земель государственного фонда КР с участием представителей министерств, ведомств и партнерских организаций. Также в связи с реорганизацией ГАООСЛХ в Госагентство лесного хозяйства согласно Постановлению Правительства КР от 12 февраля 2021 г. № 38 «Об организационных мерах в связи с утверждением новой структуры Правительства КР и реформой органов исполнительной власти КР» модели управления лесами будут доработаны. 14 апреля 2021 года организована встреча с руководством Министерством сельского, водного хозяйства и развития регионов Кыргызской Республики по обсуждению новых моделей управления лесами, моделей проектов ГЧП и механизмов аутсорсинга.

4. В целях упрядочивания границ пилотных лесхозов консультатами (юристом и землеустроителем) изучены правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы земель ГЛФ 11 пилотных лесхозов и выявлены проблемы границ. Продолжается работа по уточнению картографических, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов земель ГЛФ по спорным границам и территориям 11 пилотных лесхозов. Подготовлены экспликация земельных участков пилотных лесхозов и карта-схемы согласования границ земельных участков со смежными землепользователями лесхозов. Изучены и подготовлены правовые основания вариантов решения спорных земельных участков Балыкчинского, Каракольского и Кочкор-Атинского лесхоза путем выезда на места. Разработан проект Постановления Правительства КР по закреплению границ Нарынского лесхоза с сопроводительными документами.  Контракты с консультантами продлены до 6 мая 2021 года.

5. Пересмотрены Типовые нормы выработки на лесокультурные работы, которые были разработаны в начале 70-х годов прошлого столетия и не менялись с тех пор. И спустя десятилетия в рамках Проекта впервые проведена работа по корректировке Типовых норм выработки на лесокультурные работы и определению дневной тарифной ставки лесника. Теперь, оплата труда работников лесной отрасли, проводящих лесокультультурные мероприятия, будет основана на оценочной стоимости лесов и средневзвешенным нормативам затрат труда на создание лесных культур. По подсчетам экспертов, средняя стоимость 1 га лесов по древесине и экологическим функциям лесов – 177990,6 сом/га., средние нормативы затрат труда на 1 га лесных культур для всех типов лесов составят – 226,31 чел.дней. Итого, дневная тарифная ставка составит 786 сом / чел.*день за вычетом всех налогов. Новая тарифная ставка будет апробирована в пилотных лесхозах.

6. Работа по поддержке Советов по совместному управлению лесами (ССУЛ) продолжается силами пилотных лесхозов и областных представителей ОРП. Проектом закуплена и поставлена в пилотные лесхозы офисная мебель для областных представителей ОРП и для поддержки ССУЛ. Пересмотрен состав членов ССУЛ и обновлено Положение ССУЛ, особенно в лесхозах, где произошли слияния или реорганизация. В регионах с пилотными лесхозами и ССУЛ работают 3 областных представителя ОРП.

7. Поддержка Консультативно-координационного совета (ККС).

- 21 февраля 2020 года проведено 21-ое заседание ККС (33 участника, из них 10 женщин), на котором были обсуждены следующие вопросы: обсуждение технических (технология, конструкция) решений по строительству домов-кордонов, теплиц, по строительству ирригационных каналов, скважин, мостов и линий электропередач (ЛЭП). Участникам заседания дана информация о проблемах по разработке проектно-сметной документации инвестиционных объектов.

- 29 мая 2020 года проведено 22-ое заседание ККС (15 участников, из них 6 женщин), на котором были обсуждены вопросы: информация о статусе проекта, достижения, результаты и трудности; обсуждение и одобрение итогового количества и стоимости кордонов и теплиц согласно ПСД для проведения закупок услуг строительных компаний; информация о перераспределении средств Проекта в связи чрезвычайной ситуацией в стране по предотвращению пандемии коронавируса.

- 18 июня 2020 года проведено 23-ое заседание ККС (28 участников, из них 14 женщин), на котором были обсуждены следующие вопросы: информация о статусе проекта, Обсуждение и одобрение итогового количества и стоимости мостов, ирригационных сооружений, линий электропередачи согласно ПСД для проведения закупок услуг строительных компаний.

- 13 января 2021 года проведено 24-ое заседание ККС (24 участника, из них 4 женщин), на котором были обсуждены: статус строительства инвестиционных проектов в рамках Проекта ПИУЛЭ (достижения, трудности и пути решения); обсуждение и одобрение лимитированных затрат на строительство перерабатывающих цехов (Аксыйский, Токтогульский, Уч-Коргонский, Таласский лесхозы), административного здания Чуйского лесхоза, гараж-бокса Кара-Кульджинского лесхоза; капитального ремонта туристической базы «Дугоба» Уч-Коргонского лесхоза и административного здания Токтогульского лесхоза; обсуждение и одобрение Механизма распределения саженцев уязвимым слоям населения и рассмотрение вопроса об исключении микропроектов из числа финансируемых проектов.

8. Продолжаются работы согласно Совместному плану действий по повышению потенциала в секторах лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий Кыргызской Республики и Коммуникационной стратегии и плана действий по повышению осведомленности в секторах лесного хозяйства и ООПТ Кыргызской Республики на период с 2019-2021 гг. Проведен тендер на закуп услуг на создание видеоролика (3-5 мин.) о результах, достигнутых в рамках проекта, и направленных на поддержку пилотирования реформы сектора лесного хозяйства.

  • В рамках контракта с Ассоциацией лесопользователей и землепользователей Кыргызстана (АЛЗК) по повышению потенциала сотрудников лесного сектора и лесопользователей завершено проведение тренингов и обменных визитов, в которых участвовали 488 человек, из них 80 женщин (16%). Из общего количества участников: 340 - сотрудники пилотных лесхозов, 44 - лесопользователи пилотных лесхозов, 94 - представители пилотных муниципалитетов, 10 - представители других учреждений. Для участников тренингов подготовлено и роздано всем участникам тренингов Руководство лесовода и садовода на кыргызском и русском языках (тираж 445 шт.), подготовлен видеоролик о проведенных тренингах (7 мин).